Версия для слабовидящих

Следопыты школьного музея из Томской области нашли божка, который может оказаться Золотой бабой

25 февраля 2014

Следопыты школьного музея из Томской области нашли божка, который может оказаться Золотой бабой

В прошлом году краеведческому музею школы-интерната № 1, что находится в Каргаске, присвоили звание «Образцовый школьный музей Томской области 2013 — 2017». И это неспроста. С 50-х годов ХХ века местные ученики не только изучают здесь археологию, но и отправляются в настоящие исследовательские экспедиции, откуда приносят уникальные находки, проливающие свет на тайны истории. Самой интересной и уникальной за последнее время оказался васюганский божок, который коренные жители называют легендарным идолом – Золотой бабой.

Путешествия по Васюгану

В школьном музее Каргаска собраны необычные и диковинные предметы – бивни мамонтов, кости и останки древних животных, необычная старинная утварь – предметы быта наших далеких предков, национальная одежда коренного населения – карагасов, берестяные грамоты, деревянная посуда, каменные предметы и многое-многое другое. Практически каждый экспонат – это уникальная находка школьников, учившихся в школе в разные годы.

У истоков основания музея стояли обычные учителя – Борис Кокорин и Валентин Рудский. Борис Григорьевич с 1969 года руководил школьным историческим кружком. Так, наработанные материалы  легли в основание одного из профильных направлений деятельности музея – исторического.

Валентин Григорьевич, выпускник этой же школы, участник ВОВ, был учителем географии и биологии, руководил географическим и фото- кружками. Именно он организовал первые летние экскурсии-путешествия по родному краю. Во время экскурсии по реке Васюган в 1952 году у юных следопытов и их руководителя родилась идея создания школьного музея, который изначально задумывался как районный.

Школьники не только путешествовали по Васюгану, но и за его пределами. Там ребятам удалось найти исторические экспонаты для музея, первыми из которых стали чучела птиц и бутыли с образцами нефти, которых сегодня порядка 50. Передвижению школьных экспедиций помогали нефтяники, которые подбрасывали юных следопытов на вездеходах, самолетах, катерах. Поэтому первый фонд музея был посвящен нефтегазодобыче.Постепенно цели экскурсий стали расширяться и конкретизироваться. В 1966 году следопыты совершили поездку в Новый Васюган. Тайной и не афишируемой целью этой экспедиции стало изучение ссыльных прибалтийцев. Вторая цель, заставившая добровольцев ехать «за тридевять земель», была фенология. Рудский задумал создать на территории Каргасокского района фенологическую сеть наблюдателей. В Новом Васюгане школьники осмотрели васюганские биоценозы и насобирали материал для биометрических оценок фенологического состояния лесных трав сосняков, болот и пойменного леса. Третьей целью было посещение «стоянки древних людей» и культовой лиственницы на Шайтановом мысу в селе Средний Васюган.

Экспедиции юных следопытов

После нескольких экспедиций в конце мая 1969 года музей был торжественно открыт. Он стал работать по целому комплексу направлений: лесная промышленность, сельское хозяйство, отдел нумизматики, уголок природы, школьный отдел, прошлое края, уголок боевой славы, нефтяная и газовая промышленность.

Изменяющееся время ставило перед музеем новые задачи, которые руководителям и школьникам удавалось блестяще осуществить. Так, при следующем руководителе музея, Гришаеве, началось изучение палеонтологического наследия края. Юные краеведы приняли участие в археологических раскопках. При другом идейном вдохновителе – Нине Терентьевой был создан уголок боевой славы. Нине Монголиной удалось организовать на территории района несколько археологических экспедиций, принесших значимые для науки результаты. Работы следопытов музея приобрели научно- исследовательский характер. При Валентине Зарубиной углубленно изучалась история школы, активно велась переписка с респондентами, именно она является автором проекта «Память и Прощение». Сегодня музеем руководит Алексей Воробьев-Исаев, учитель истории, кандидат исторических наук. За время существования музея активистами в нем были десятки человек, некоторые связали свою судьбу с учительским призванием и даже вернулись работать в родной музей.В настоящее время в музее действует несколько экспозиций — это уголок школьника – с советской партой. На стенах – фоторепортажи с археологических раскопок. Большой раздел посвящен участникам ВОВ и воинам-афганцам, есть интересный уголок «Русская изба», но самый захватывающий – центральный «Сокровища реки Тым».

В поисках Сибирского фараона

В 2006 году в школе решили возродить экспедиции, которые назвали "Сокровища реки Тым". И в скором времени была составлена карта сокровищ района, на которой отмечены не только природные богатства.

- В 30-х годах прошлого века район входил в Тымский округ, где проживали представители различных этносов, таких, как селькупы, ханты, эвенки и до сих пор на территории района проживают карагасы.- рассказал нам Алексей Воробьев-Исаев. - Другое название этого этноса – тофалары, на местном наречии «тофа» значит «человек».

В середине ХХ века на территории района проживало 22 карагаса, сейчас их почти не осталось.

- Когда мы стали изучать этот этнос, то обнаружили, что у этих людей сохранилась языковая культура, пусть и в слабом виде,- отметил руководитель музея. - Но нам также удалось обнаружить ценные этнографические находки. Одна из таких вещей — это васюганский божок, его происхождение мы сейчас исследуем. Есть такая легенда, что этот божок ни что иное, как легендарный идол - Золотая баба, которая в 1938 году находилась в верховьях Васюгана, а затем пропала.Легенды о Золотой бабе

Золотая баба (на языке хантов «Сорни най») —  это идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. В Сибири Золотую Бабу иначе называют Сибирский фараон. Первое упоминание о ней содержится в скандинавских сагах. В 1023 году викинги совершили поход в Биармию. На реке Двине им удалось узнать местонахождение святилища Юмалы и тайно проникнуть в него. Там они увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.

О поклонении населения древних коми Золотой бабе упоминается и в русских летописях. Более подробные известия о Золотой бабе найдены в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI века о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. Так, в «Сочинении о двух Сарматиях» (1517 год) Меховский помещает идола за Вяткой «при проникновении в Скифию». У последующих авторов – Герберштейна (1549 год), Гваньини (1578 год) и Флетчера (1591 год) Золотая баба находится уже вблизи устья реки Оби. Исследователи описывают идола Золотой бабы в виде статуи старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок— внук. Изображение статуи с ребёнком на руках и подписью «Золотая баба» имеется на некоторых западноевропейских картах Русского государства XVI века в нижнем течении Оби.

В работах русских учёных XVIII века (Г.Ф. Миллера и  И. И. Лепехина) появляется сообщение о том, что Золотая баба— древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками.

- Коренные карагасы даже называли конкретный род эвенков, который вывез это божество и спрятал в окрестностях реки Тым. На этом история путешествия идола обрывается, – продолжает руководитель музея. - Эти легенды до сих пор передаются из поколения в поколение у тофаларов, которые сейчас преимущественно живут на территории Алтайского края.

Еще одна находка

В последней  летней экспедиции каргасокские школьники смогли поговорить с представителями этого древнего этноса. Кстати, потомки тофаларов ,проживающие в селе Напас подарили музею интересную вещь – ядро. По всем параметрам это ядро от 3-футовой пушки 17-18 веков. Если это так, то снаряд – первое свидетельство об освоении богатств на территории района. Есть и другое предположение: в 30-е годы прошлого века подобными ядрами, раскаленными докрасна могли уничтожать целые катера. В течение нескольких часов катер заводнялся от попадания таких снарядов.В фондах музеях много экспонатов по различным направлениям. Сегодня находки попадают в музей в небольших количествах, поскольку нет необходимых условий для хранения и соответствующих площадей. Многие коллекции уже переданы в Томский и Колпашевский краеведческий музеи. Но исследователи намерены продолжать свою работу, чтобы передать знания потомкам.

Комсомольская Правда


Просмотров: 356